Если верить классику, вся наша жизнь — театр, в нем люди играют свои роли. Но многим хочется большего. А каждый второй так и вовсе считает, что чужие обязанности он способен исполнить намного лучше. Например, управлять страной.
Вот он, момент истины — можно попробовать себя в деле, заняв руководящий пост любого из существующих сейчас государств. Выбрать можно все, что угодно, — от Австралии до Ямайки и от Албании до Японии. Но главное отличие от всех прочих глобальных стратегий — мы играем не за государство, а за его правителя. И в наши задачи входит не только и не столько улучшить экономику своей страны (сделать ее монополистом в отрасли, завоевать мир), сколько удержаться на своем посту как можно дольше.
Мерило успешности любого политического или общественного деятеля — его популярность. Игровое воплощение игрока — не исключение из этого правила. Значение около пятидесяти процентов — отношение нейтральное и выжидательное, близится к ста — всенародная любовь и уважение известных личностей, а если оно стремительно падает — на карьере можно ставить крест, а то и вовсе бежать из страны.
Возможности управления страной широки — распределение бюджетов дюжины министерств, законотворчество во всех отраслях, сбор налогов, купля и продажа товаров на мировом рынке, строительство муниципальных сооружений, ассигнования на научные исследования... Можно поучаствовать в войне разного калибра, от небольшого пограничного конфликта до третьей мировой с применением ядерного оружия.
Но любое действие сказывается на рейтинге. Подписали крупный международный контракт на продажу товаров своей страны? Отлично, доходы поднимутся, бюджет вырастет, а проценты поползут вверх. Решили поднять налоги? Кто ж виноват, что вся любовь куда-то улетучилась. Бывают и неоднозначные решения. Поднять минимальный размер оплаты труда — это благо или зло? Смотря для кого — народ будет доволен, зато ассоциация работодателей может устроить демонстрацию. И таких ситуаций большинство, однозначных рецептов победы нет.
Бывают события, влияющие на популярность, но напрямую на них игрок повлиять не может. Так, теракт снижает удовлетворенность властью, а приз престижного кинофестиваля делает народ счастливым. Что интересно, косвенно воздействовать можно и на то, и на другое — изменяя бюджет связанных с этим министерств.
Но одной популярности недостаточно для успешных действий, кроме общего показателя есть множество других факторов. Несбалансированная политика может вызвать недовольство в правящих кругах и приведет к отставке, несмотря на высокие рейтинги. Голову на блюде может потребовать и народ, если условия жизни значительно ухудшатся. При некотором стечении обстоятельств карьера завершится военным переворотом или просто в результате теракта.
Часовой механизм
Каждая страна уникальна, учитывается масса параметров — валовой внутренний продукт, инфляция, политическое устройство, производимая продукция, ставки налогов, численность населения, уровни безработицы и т.д. Их можно объединить в две большие группы особенностей — политических и экономических.
На права и возможности правителя влияет и политическое устройство государства. Вариантов множество, от единоличной королевской власти до абсолютной демократии. Например, можно определить уровень полномочий парламента, от полной подчиненности правительству до полноценной многопартийной системы с голосованием фракций по каждому законопроекту.
В целом демократические страны намного сложнее в управлении, нежели диктатуры. Права народа на многое позволяют устраивать забастовки и выдвигать несовместимые друг с другом требования — одни хотят повышения зарплаты, другие увеличения рабочего дня, третьи сокращения пенсионного возраста. Иногда и вовсе особых причин не надо, достаточно повода для выступления — в одной из игр увеличение расходов на дорожно-постовую службу привело к длительной сидячей забастовке любителей автомобилей с лозунгами об уничтожении автоспорта. Не помогли даже целенаправленные дотации этому виду спорта. Есть и менее явные поводы для манифестаций оппозиции в демократических странах, в случае общего несогласия с политикой правительства они проходят под лозунгами недееспособности власти.
Страны не только потребляют товары и услуги, но и производят их. Излишки отправляются на международный рынок, там же приобретается недостающая продукция. Торговля может вестись автоматически — для каждой страны есть некие усредненные цены покупки и продажи. Но игрок может заключать договора на поставку на уровне глав государств, при этом можно выиграть значительные суммы, тем самым увеличив доходность бюджета, а как следствие, и ВВП.
Первые лица
Террористы захватили заложников — можно отдать приказ о штурме либо продолжить выжидать.
Один из инструментов руководителя государства — встречи с политическими и общественными деятелями, учеными, спортсменами. Мероприятия назначаются с помощью ежедневника, по два в день — в десять утра и в два часа дня. Сюда попадают не только встречи, но и посещения различных учреждений или события, выступления на телевидении. По длительности лишь одно исключение — главы государств никак не желают общаться меньше двух полных суток.
На заметку: все личности в игре, равно как партии и прочие структуры государственного уровня, выдуманы, но аналогии при желании можно провести. Из реальности взяты только названия международных организаций.
Содержание разговора зависит от должности собеседника. Например, с главой другой страны можно подписать торговый или военный договор, это будет намного быстрее, чем обычный процесс переговоров. А на встрече с лидером отраслевого профсоюза можно обсудить численность и заработную плату входящих в него специалистов. Лидера парламентской фракции можно попытаться убедить в необходимости голосовать за предложенный законопроект.
Это важно: каждый политик в игре — представитель определенной доли населения. От его личного отношения зависит многое, особенное значение это имеет во время предвыборной кампании.
Почти всех действующих лиц можно попросить положительно отозваться о нашей деятельности. А вот как они ответят на такое — зависит от личного уважения к нам. Сторонники могут согласиться, несогласные так и ответят, а испытывающие ненависть так и вовсе рассмеются в лицо. Вернемся к примеру с автомобилистами, описанному несколько выше, — причина всего этого действа была в том, что лидер общества ненавидел главу государства. А если наше игровое воплощение симпатично другому персонажу, тот может тепло высказаться и без нашей личной просьбы.
Можно немного повысить шансы на успех переговоров уже в процессе. К нашим услугам и вполне невинные инструменты — предложить кофе или шампанского, сделать комплимент, представить к награде. Кстати, это неплохие способы улучшить отношения, пригодится в будущем. Разные люди по-разному реагируют на каждое действие, а при последующих встречах реакция вряд ли изменится. Можно завести и любовную интрижку «по политическим соображениям», на эту роль отлично подходит лидер партии со значительным процентом мест в парламенте.
Последний способ воздействия на собеседника не совсем законен — дать взятку (может быть, именно поэтому изменены имена и фамилии?). Но тут есть большая доля риска, неудачная попытка неизбежно окажется серьезным аргументом против нас. Чтобы минимизировать вероятность неудачного исхода, придется предварительно собрать досье на интересующих лиц с помощью секретных служб.
Но надо отметить, что даже при таком многообразии количество вариантов могло бы быть больше. Например, встреча с министром приносит мало пользы, хотя явно не хватает обсуждения бюджета подконтрольного ему министерства.
За чашечкой утреннего кофе
Пожилые люди хотят отдыхать, а не работать до гроба.
Один из сильнейших приемов подачи информации о событиях, произошедших в игровом мире, — газета. И здесь он реализован на все сто процентов. Пусть она не ежедневная, а еженедельная, но при скорости течения времени и насыщенности событиями это самый оптимальный вариант.
Утром каждого понедельника мы можем прочитать освещение событий за прошедшие семь дней. Будьте уверены, все значимые с точки зрения журналистов факты попадут на газетные полосы. Мнения о правителе, его качествах и способностях или о стране, забастовки и выступления, случившийся теракт или убийство общественного деятеля, встреча глав государств, крупный международный контракт — читайте вместе с жителями страны. Даже цензура тоталитарных государств далеко не всегда может помочь скрыть все неприятные факты.
Это интересно: если популистские события будут происходить слишком часто, то со временем на них перестанут обращать внимание. Например, на посещение руководителем государства общественных мест. Именно так и выражается точка зрения журналистов на важность информации — зачем писать об обыденных вещах.
Большинство статей непосредственно освещают произошедшие события, некоторые появляются в результате действий, но не имеют привязки к чему-то конкретному, а иногда попадаются заметки исключительно для создания атмосферы. Последних, к сожалению, очень мало, и они начинают повторяться уже через пару месяцев игры.
Формат подачи информации — заголовок и подзаголовок, текст не виден, но этого и не нужно. Все «как у взрослых» — на передовицу вынесены главные новости страны или мира, затем один-два, изредка три разворота посвящены стране (объем зависит только от насыщенности событиями!), а после еще пара — основным событиям в мире.
Симуляция реальности
Признаться, когда я узнал о выборе названия для локализованной версии — «Выборы-2008», счел это всего лишь маркетинговым ходом «куй железо, пока горячо». Но на деле это оказались не пустые слова — игра действительно доработана для российского рынка. Два дополнительных сценария на тему альтернативной истории последних нескольких месяцев повествуют именно о мартовских выборах в России. В одном из них за шестьдесят дней предстоит провернуть политическую аферу с переизбранием президента на третий срок, а во втором действие начинается четвертого марта, когда побеждает кандидат от оппозиции. Впрочем, можно выбрать и стандартные сценарии: полностью свободная игра за другое государство либо с некоторыми условиями — от принятия экологического закона (его можно считать обучающим) до военных действий.
Изобретение новой технологии выработки топлива вызвало всемирный обвал цен на бензин.
Некоторые сценарии доступны не сразу, для их открытия нужно зарабатывать рейтинг, выполняя более простые задания. Растет он при значении популярности выше пятидесяти процентов, чем больше, тем быстрее, а также даются небольшие прибавки за проведенные законы и за каждый год пребывания на посту. Выполнения задач сценария также вознаграждается некоторой суммой.
Проект масштабен — больше сотни стран (нет крошечных государств, как Монако или Люксембург), по каждой приведена более-менее достоверная статистика. Полного соответствия реальности по вполне понятным причинам нет, некоторые цифры придуманы, и разработчики этого не скрывают. Впрочем, никто не собирается оставлять все как есть — любой желающий (нужно только знать английский или французский) может отправить истинные данные о своей стране, эти изменения будут внесены в игру следующим патчем.
Объемы игровых текстов огромны, по словам разработчиков — полтора миллиона знаков. Естественно, часть из них создается уже в процессе игры подстановкой имен и названий. И здесь не обошлось без накладок. Но, скорее всего, эта проблема возникла именно при локализации — во французском языке оригинала нет падежей и различий в написании слов, касающихся родов. Как итог — мы имеем несогласованные конструкции.
Хватает и самых обыкновенных ошибок, а то и просто отсутствия логики. Например, не работает один из основных экономических регуляторов — ставка рефинансирования центрального банка. Совершенно непонятны причины некоторых событий — то начинается забастовка против чего-то, что на самом деле не происходило. Но, пожалуй, верх маразма — реакция населения на дефицит бюджета: стоит только получить отрицательное значение, популярность в один момент значительно падает и обратно при исправлении ситуации не растет. Она вообще падает при любом увеличении расходов. А в некоторых странах так и вовсе наблюдаются беспричинные безумные скачки в сорок-пятьдесят процентов в обе стороны с интервалом в сутки. Международные организации практически индифферентны к происходящему, даже война вряд ли заставит их вмешаться.
Теракты и катастрофы отмечаются на карте вот такими значками. У нас в столице взорвали бомбу.
Игру можно улучшить, сделав ее более информативной и, как следствие, дружелюбной к пользователю. Например, при подписании торгового договора была бы не лишней информация о том, сколько уже продано, а то известны только две цифры — производство и потребление. Да и поиск страны-партнера с наилучшим предложением по данному товару — настоящее мучение, поскольку возможен только ручной перебор. Также очень пригодились бы подсказки о назначении того или иного налога или закона: знание того, для чего он нужен и как действует, помогло бы принять правильное решение. Как минимум — всплывающие, а еще лучше — полноценная встроенная энциклопедия. «Геополитический симулятор» не отличается легкостью освоения, а высшее экономическое образование есть далеко не у каждого, не стоит усложнять жизнь игроку.
Да, и заменили бы эти ужасные портреты персонажей! Ведь не так уж сложно сделать несколько десятков физиономий симпатичными?
Одна надежда — на будущие исправления. Поскольку готовятся версии игр еще для нескольких стран (вышли только французская, русская и испанская), они обязательно будут.
На настоящий момент это самая серьезная глобальная стратегия по современности. Но за глубину проработки придется расплачиваться высокой сложностью.
Самое главное правило игры — никаких резких движений. Любое действие — это дестабилизация общества, а серьезные и обширные изменения с большой вероятностью приведут к коллапсу власти. У грамотного правителя впереди много времени, и осуществлять реформы нужно постепенно, мягко формируя нужное общество. И совершенно неважно, каких целей необходимо достичь.
Экономика и финансы
Каждое государство нуждается в некотором количестве средств на осуществление своей деятельности — необходимо финансировать госструктуры, платить заработную плату чиновникам, проводить различные социальные программы, субсидировать наиболее значимую промышленность. Но, чтобы тратить, нужно зарабатывать, происходит это с помощью разнообразных налогов и торговли, а как крайний случай используется заемный капитал.
Бюджет — это доходы и расходы государства на текущий год. Для справки приводятся и прошлогодние значения по каждому из пунктов.
Статьи расходов (здесь они названы просто бюджетом, что не является ошибкой) в общей сводке носят только справочную информацию, конкретные суммы регулируются по министерствам и отраслям.
Статьи доходов — в первую очередь это, конечно, налоги. Вот только повышать их напрямую не рекомендуется, недовольство народа будет обеспечено. Иногда возмущением дело не ограничится, так, повышение НДС (налога на добавленную стоимость) спровоцирует рост цен, понижение уровня жизни и рост инфляции. Но и снизить его не получится, как правило, это основной источник доходов.
С образованием в нашей стране плохо, зато интернет есть.
На заметку: названия налогов унифицированы, т.е. в реальности смысл может быть тот же, а наименование другое. В пример можно привести налог солидарности во Франции, который по сути есть не что иное, как налог на богатство.
Помимо существующих налогов (в каждом государстве они свои) можно создать массу новых — от сборов на обезлесение до акцизов на табак. Но и здесь зачастую народ не будет в восторге.
К доходам относятся и безвозвратные субсидии других стран. По понятным причинам они есть только у развивающихся государств, а ведущие имеют эту строку в расходной части бюджета.
Можно провести несколько законопроектов, касающихся налогообложения. Уровень налогового контроля, слабый, жесткий и очень жесткий, влияет на количество собираемых средств, но снижает защищенность населения. Налоговая амнистия может быть за мелкие преступления либо за любые, но видимого эффекта, кроме кратковременного снижения доходов, обнаружено не было. Можно сделать налоговые послабления компаниям, если они инвестируют в недвижимость или направляют деньги на благотворительность, это даст серьезный скачок популярности, повысит уровень жизни и улучшит состояние ЖКХ, хотя и скажется на доходах.
Государственную валюту можно регулировать только одним способом — изменением ставки рефинансирования. Когда ее «починят». Но у нас есть надежда, что это произойдет до выхода номера, потому вкратце объясним ее действие. Чем она выше — тем меньше средств в обращении, тем меньше инфляция. Обратное тоже верно — при падении инфляции нужно снижать ставку. Само значение инфляции можно посмотреть в этом же окне слева.
Здесь можно назначить зарплату чиновникам по каждой из групп — врачи, учителя, охрана правопорядка, армия и прочие. Но сделать это можно и по министерствам, что даже удобнее.
Уже поверх вычисленных таким образом доходов и расходов учитываются поступления и затраты на торговлю. Итоговые значения можно увидеть, щелкнув на индикаторе в правом верхнем углу окна любого министерства. Но к торговле мы еще вернемся.
Справедливо предположить, что доходы и расходы государства никогда не совпадают. Если имеется недостаток средств, это называется дефицит. Если же имеется обратная ситуация, то это уже профицит. Оба состояния имеют свои недостатки — излишек денег может вызвать рост инфляции, а недостаток — недовольство народа и увеличение государственного долга. Из-за последнего лучше держаться в плюсе до достижения максимальной популярности, иначе есть риск добровольно-принудительного отречения или даже преждевременной смерти. Дальше уже можно заходить в минус, а в идеале стоит стараться держаться в пределах одного процента в ту или иную сторону.
Это интересно: в реальности бюджет государства планируется заранее и на определенный срок, обычно это год. В игре мы от этого избавлены и можем быть более гибкими в отношении средств.
Торговля
Обострение арабо-израильского конфликта.
Страна потребляет самые разные товары и производит какой-то ассортимент. Излишки созданного нужно продавать, а недостающую продукцию — докупать. Это делается автоматически, для каждого государства есть некая цена покупки и продажи, по которой и ведутся расчеты.
Но можно взять это в свои руки и выгадать очень серьезные средства для страны. Процесс, надо сказать, организован не самым удобным образом, но деваться некуда. Самая большая сложность — поиск наиболее выгодного контрагента.
Способов создания торгового договора два — «по переписке» и при личной встрече, разница только во времени. Пусть мы производим некое количество баранины, превышающее наши потребности. Излишки автоматически продаются по три с половиной тысячи долларов за тонну. А США покупает ее же, но уже по пять семьсот. Отправляем Штатам предложение покупать именно нашу продукцию, предложив чуть меньшую цену. В итоге все довольны, хотя, вероятно, придется поторговаться. Продаем, естественно, за вычетом наших внутренних потребностей.
На заметку: если заключать договор через окно промышленности, то будут доступны товары только выбранной отрасли, а если через окно дипломатии — все.
Можно сделать еще более тонкий финт, хотя не со всеми продуктами это возможно. Продолжим пример с бараниной — продаем все имеющееся в наличии, а необходимое количество покупаем очень дешево где-нибудь в Австралии.
Некоторые «товары» продаются не по количеству, а на сумму — строительство, водопроводные сети и т.д. В таком случае о долгих переговорах речь не идет, контракт либо подписывается, либо, реже, нет.
Отрасли промышленности
Все товары, которыми можно торговать, разделены на три большие группы — сельское хозяйство, промышленность и энергетика. Четвертая сфера экономической деятельности — услуги, потребляемые только внутри страны, но в остальном к ней применяются те же самые правила.
Есть инструменты, позволяющие развивать собственную экономику. Можно выделять субсидии на всю отрасль или на отдельные сектора. Второе намного предпочтительнее, поскольку эффект более явный. Эффект не замедлит себя ждать — производство вырастет как на дрожжах. Больше субсидии — больший прирост. Но, если перестать оказывать материальную поддержку, отрасль довольно быстро вернется к исходному значению. Также для интенсификации роста можно использовать освобождение сектора от налогов.
Помимо развития собственной экономики есть возможность использовать рычаги давления на другие страны — наложить (и снять) эмбарго на сектор и эмбарго на страну, установить таможенные пошлины. Но за подобные действия можно получить аналогичные подарочки в свою сторону, и это может быть весьма неприятно.
Министерства
Перечислять все министерства и ведомства и их особенности не позволит объем статьи, поэтому придется ограничиться общими возможностями. Можно выделить четыре группы расходов — на деятельность министерства, заработную плату и количество чиновников, поддержание законопроектов и строительство. Впрочем, законы далеко не всегда требуют финансирования.
Статьи расходов каждого министерства заданы списками, а сами расходы — звездочками количеством от нуля до десяти. Ими обозначаются проценты финансирования от максимума. Но каждый последующий шаг обходится значительно дороже предыдущего.
Заработная плата и число госслужащих назначаются явным образом только для здравоохранения, образования, органов правопорядка, секретных служб и вооруженных сил.
Строительство — дорогое удовольствие для крупной страны, а для мелкой и вовсе неподъемная ноша. Но заниматься этим все равно придется. Можно возводить медицинские, образовательные, культурные, спортивные и исправительные учреждения, военные базы, лаборатории, транспортную инфраструктуру.
А законодательство — самый обширный раздел. Несколько десятков различных законопроектов, каждый из которых подразумевает от двух до пяти вариантов действий. Регулируется абсолютно все — образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, армия, религия, средства массовой информации, культура, спорт, окружающая среда... Некоторые из них экономические, некоторые — политические, но большинство оказывает влияние на обе сферы.
Политики и общественные деятели
Руководителю государства придется много встречаться с известными и не очень личностями. Но эффект от таких встреч может сильно различаться.
Пожалуй, самое главное, могут ли они дать нам «хорошую прессу». Но для этого их отношение должно быть действительно хорошим, иначе похвалы будут признаны народом лживыми, а это удар по популярности. Отношения можно повысить с помощью шампанского, кофе и комплиментов.
Система фильтров хороша, но побольше удобства в использовании было бы не лишним.
Совет: соберите досье на самых значимых персонажей, пригодится при общении с ними. Работает только с гражданами своей страны.
Главы государств. Встречи на высшем уровне необходимы не только для быстрого заключения экономических и военных договоров, информация об этом неизменно попадет в газеты. Но, если результата не было, эффект будет отрицательным. Сильные крупные государства могут отказаться от встречи. Прием всегда длится два полных дня.
Организации. Организаций много, но действительной пользы нет. Так, можно встретиться, кофе попить.
Учреждения. Пользу от личностей из этого списка получат государства с несколькими территориями — ведь на каждой есть руководитель, который может сказать что-нибудь хорошее или даже вступить в нашу партию. Для стран с одним регионом здесь будут доступны только председатель парламента и наш предшественник, оба бесполезны.
Правительство. Единственная польза от встреч — поднять моральный дух своим подчиненным.
Правящая партия. Здесь нас интересует только одна личность — руководитель партии. Как правило, его поддержка нам обеспечена.
Другие партии. То же самое — интересуют только лидеры партий, но с ними уже придется налаживать отношения.
Профсоюзы. Особенно интересуют несколько человек. С руководителем национальной федерации наемных работников можно обсудить довольно много вопросов соцзащиты работников. То же самое можно сделать и с руководителем федерации работников членов профсоюза. Остальные интересующие лица отвечают только за свои отрасли — руководители профсоюзов служащих охраны правопорядка, профсоюзов преподавателей и аспирантов, конфедерации профсоюзов медицинских работников. С ними можно обсудить численность работников и зарплату в секторе. С остальными тоже можно встречаться, опять-таки ради добрых слов.
Готовим предвыборную программу. Лучше не давать невыполнимых обещаний.
Ассоциации. Еще один источник хороших отзывов в прессе.
Армия. Общение с верховным главнокомандующим и начальником секретных служб пользы не принесет.
Деятели религии. С религиозными деятелями своей страны очень сложно наладить хорошие отношения, но результат того стоит — в большинстве стран ведущая религия влияет на подавляющий процент населения страны. Мировые деятели довольно бесполезны.
Секты. Сектанты тоже могут положительно высказаться, но их влияние мизерно, потому нет смысла связываться.
Интеллектуалы. Их две группы — исследователи и общественные деятели. Последние часто выступают в прессе самостоятельно, потому хорошие отношения с ними практически обязательны. Но они очень резко реагируют на сокращение гражданских прав, и их любовь к правителю превращается в ненависть. От исследователей пользы немного.
Деятели искусства и спортсмены. Обе категории известных граждан тоже часто выступают в прессе, но отношения с ними поддерживать легче. Чем и пользуемся.
Близкие. Из приближенных к престолу императора стоит выделить близкого друга, он может дать совет по росту или падению отрасли, а для правителей в возрасте — личного врача.
Внутренняя политика
Это один из самых главных инструментов в управлении страной. От того, какие законы приняты здесь, зависит длительность нашей политической карьеры, поэтому данный пункт рассмотрим подробнее прочих. Не имеет значения, президент или премьер-министр, главное, что в наших руках есть множество рычагов власти. Но и полной свободы тоже нет, наше нахождение на посту зависит от народа, правящей партии, а то и вовсе монарха. Очень многое в управлении зависит от политического строя государства, равно как верно и обратное — изменение аппарата управления способно внести коррективы в политическое устройство страны.
Глава государства/глава правительства
Здесь собраны действия и законопроекты, непосредственно касающиеся нашего игрового воплощения. Глава государства или глава правительства — зависит от страны.
Коммуникации
Три действия посвящены собственной популяризации — посетить общественное место, присутствовать на общественном мероприятии или выступить на телевидении. Но злоупотреблять не стоит, «светиться» перед прессой лучше не чаще раза в месяц, иначе население перестанет обращать внимание, а политики и вовсе обвинят в излишней медиатизации.
Культ личности определяет степень промывки мозгов при помощи бюстов и портретов. Их можно принудительным образом размещать в административных учреждениях, парках и общественных местах, а также учебниках. Использование подобных способов ограничивает права человека в государстве.
Законодательство
Способ назначения главы правительства. Выборы всеобщим голосованием — самый демократичный вариант, каждый может повлиять на судьбу страны. Глава правительства может избираться парламентом, он тоже демократичен, но при условии, что сам парламент независим от власти. В противном же случае о правовом государстве речи быть не может — кого сказали, того и выбрали. Ну, и третий вариант — пожизненное избрание. Т.е. закон изменяется таким образом, что больше выборов не будет.
Порядок выборов в один или два тура определяет длительность президентской гонки. При выборах в один тур победителем признается кандидат, набравший максимальное число голосов. А при двухэтапной системе во второй тур проходят два кандидата с наибольшими процентами (если только в первом лидер не набрал больше половины). Оба имеют возможность привлечь на свою сторону сторонников выбывших из борьбы конкурентов.
Количество сроков на посту может быть одним без второго срока (возможно несколько, но не подряд), одним, двумя или неограниченным. Как правило, демократические страны ограничивают количество переизбраний, но для длительной игры переизбрание без помех просто необходимо.
Продолжительность сроков на посту главы государства в годах — для разных стран это от четырех до семи лет. При пожизненном избрании этого пункта по понятным причинам нет.
Кабинет министров
Наши «помощники», хотя это то немногое, в чем практической пользы найти не удалось. Советы они дают крайне редко, их популярность тоже ни на что не влияет (но сильно зависит от успешности наших действий). Так что министра можно назначить, отправить в отставку, публично поддержать или покритиковать. В наших силах и распустить кабинет. Иногда министр сам просит отставки, как правило, после неудачных событий, произошедших в его сфере (министр внутренних дел после крупного теракта и т.п.).
Парламент
Здесь и кроется самое главное отличие диктатуры от демократии — в степени свободы парламента и его влиянии на политические решения.
По телефону сообщают только самые важные решения.
Самое главное — его полномочия. Самый демократичный вариант — принятие законов и вынесение вотума недоверия главе правительства и главе государства. Чуть меньше полномочий — принятие законов и вынесение вотума недоверия главе правительства. Вот здесь и есть разница между нашими ролями в стране — глава правительства или государства. Следующая ступень ограничения полномочий — только принятие законов, без права вынесения вотума недоверия. И самый крайний случай — исключительно консультативная функция, в законотворчестве парламент не участвует. При этом появляется возможность его просто распустить.
Ключевая разница — принимает парламент законы или нет. Если нет, то все просто — мы подписываем, и через некоторое время закон вступает в действие. А в схеме с принятием за него должна проголосовать большая часть парламентариев. Поэтому придется работать с главами представленных партий, чтобы заставить их пересмотреть свое решение.
Система выборов в парламент может быть пропорциональной или мажоритарной. Разница начинает проявляться при многопартийной системе, особенно явно при наличии процентного барьера для прохождения (но в игре это не представлено). При мажоритарной учитываются только голоса, отданные за победившие партии, а остальные отбрасываются. А при пропорциональной системе голоса, отданные за не преодолевшие барьер партии, распределяются между победителями, т.е. лидер получает еще больше мест.
Срок парламентских полномочий измеряется в годах. Влияет на частоту выборов. В руках главы государства, стремящегося к единоличной власти, может быть отличным инструментом — для «своих» стоит увеличить срок, а если победила оппозиция — попробовать уменьшить.
Выборы
Если у нас хотя бы слегка демократическое государство, то рано или поздно придет срок выборов. При условии, конечно, что мы имеем право в них участвовать. В это время как никогда имеют значение встречи с политиками и общественными деятелями, каждый из них представляет группу избирателей.
В закладке «кандидаты» представлены все претенденты, желающие участвовать в выборах. С ними можно попытаться встретиться и попытаться убедить их снять свою кандидатуру. Но шансы на это стремятся к нулю, зачастую даже до встречи дело не дойдет.
В предвыборной программе мы можем указать несколько целей. Обещания могут быть любыми — от изменения налоговой ставки до сокращения безработицы и от роста ВВП до борьбы с терроризмом, можно найти здесь и просто лозунги «голосуйте за меня». Но это не пустые слова, в случае нашей победы народ будет следить, выполняем ли мы свои обещания.
Во время кампании можно проводить предвыборные собрания в разных регионах страны. На крайний случай есть возможность заняться фальсификацией, коей целых три варианта — уничтожение «лишних» бюллетеней после выемки, двойная регистрация избирателей и «мертвые души». Но если фальсификация откроется, политическая карьера может закончиться.
Если предыдущие три пункта активны только во время предвыборной гонки, то законодательство, наоборот, можно менять только при ее отсутствии. Здесь собрано все, касающееся выборов, и парламентских, и президентских, но все пункты, кроме одного, нам уже встречались. Можно изменить минимальный избирательный возраст — обычно это восемнадцать лет. Этому закону можно найти применение, отсекая или допуская к урнам студентов, а то и школьников.
Политические партии
Государство может быть однопартийным или многопартийным, и это можно контролировать определением власти государства по отношению к политическим партиям. При свободной многопартийной системе могут существовать партии любого толка. При политике толерантности и контроля многопартийности свободы ограничены, т.е. на вид полная демократия, но на деле под легким надзором. Можно оставить одну партию, подконтрольную правительству, но можно тут же вывешивать флаг «тоталитарное государство».
Это важно: разрешение свободной многопартийной системы автоматически инициирует полную свободу парламента.
Есть возможности поддержать партию или покритиковать ее. Может немного измениться популярность, как цели, так и наша. Как крайняя мера — запрет политической партии или оно же, но еще и с арестом ее лидера. Результат — недовольство уменьшением прав человека.
Внешняя политика
Простор для действий во внешней политике по сравнению с внутренней чуть более скромен. Здесь собрана информация о наших договорах, экономической помощи одних стран другим и международных организациях.
Дипломатия
Обычный бюджет динамично развивающегося государства.
Слева указаны главные союзники нашего государства в мире — с ними легче всего заключать договора, с большей вероятностью возможны личные встречи руководителей стран. Справа — целых четыре закладки.
Экономика. Фактически дублирует информацию из окна министерства промышленности, но подача несколько другая. Можно выбрать любую страну из ниспадающего списка и увидеть все заключенные договора одновременно, а не только по общим направлениям. Здесь же можно создать новое соглашение, здесь также будет доступ ко всем товарам.
Союзные соглашения. В этой закладке перечислены все страны и для каждой указано, есть ли у нас с ней военный договор. Для удобства используется цветовое выделение.
Договоренности действуют во время вооруженных конфликтов.
Закладка действий дает доступ к внешнеполитическим инструментам. Управление посольствами страны за рубежом и управление посольствами других стран на нашей территории определяет возможность дипломатических отношений. Здесь же можно выставить запреты на въезд глав других государств, но пользы от этого нет, можно только предположить, что нам не смогут предложить личную встречу для подписания договора. Управление репатриацией дает возможность разрешать или запрещать возвращение на родину граждан из других стран. Вариант разорвать отношения полностью соответствует своему названию — в одностороннем порядке прекращаются все контракты, военные договоры, помощь. Последний доступный пункт — эмбарго на оружие, где мы для каждой страны можем указать, разрешена ли поставка в одну или обе стороны.
Помощь
Здесь всего две закладки. Можно организовать поставку другой стране гуманитарной помощи в виде стабильного денежного потока.
Список пострадавших от катастроф. Наводнение, жара, голод, цунами — вот лишь некоторые из них. События возникают случайно на протяжении игры и добавляются в список. Через некоторое время после события подсчитывается размер ущерба, и мы можем выделить некоторую сумму денег, другие страны не окажутся в стороне.
Основные международные организации
Организация Объединенных Наций. В теории это основной международный орган по поддержанию мира и спокойствия, но с такой системой войны (и здесь вся надежда на патч) смысла в ней практически нет.
Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития — две кредитные организации, у них можно взять займ или попросить сократить уже существующий.
Секретные службы
Серьезный инструмент внутренней и внешней политики, можно заниматься как законными вещами, так и не очень.
Борьба с терроризмом. Внедряем агентов, если операция успешна, начинаем вторую стадию — уничтожения. Шансы зависят от уровня затрат на контртерроризм и подготовку агентов. Чем больше времени прошло между моментом внедрения и началом второго этапа, тем выше эффект. Но это как раз во вред, ведь каждый раз у нас растет популярность — сколько циклов пройдет до полного уничтожения, столько раз и получим плюсов. Рано или поздно террористы будут уничтожены.
Внутренняя деятельность. Можно (и нужно) составлять досье на известных личностей и проводить тайные обыски в штаб-квартирах политических партий (а это не очень нужно). Можно получить компромат и использовать его в политической игре, но есть вероятность наследить и самому оказаться в центре скандала.
Внешняя деятельность. Для начала нужно организовать шпионскую сеть в выбранном государстве, а затем задать одно из направлений деятельности. Список зависит от отношений между странами — работа с политическими партиями, промышленный или политический шпионаж, работа с террористическими группировками или их развал.
Высокая культура и развитый детский спорт не оставят ни единого шанса на воспитание подростков улицей.
Война
Война в игре очень даже реальна, но наслаждаться процессом можно только при желании захватить весь мир. Слишком уж непроработан этот момент.
Есть несколько видов войск — обычные: пехота, танки, ракетные установки, вертолеты и истребители; и стратегические: крейсеры, подводные лодки, авианосцы и атомные подводные лодки. Все их, за исключением пехоты, нужно предварительно закупить. Можно управлять самостоятельно (как в обычной стратегии реального времени) либо отдать под начало главнокомандующего.
Захват территории происходит, если выбить с нее все вражеские войска и поместить свои. А страны сразу — если занять столицу. И это как раз сделать очень просто — марш-бросок к ней, химический удар, подписание капитуляции с аннексией.Валовой внутренний продукт
Валовой внутренний продукт (ВВП) — главный индикатор национальной экономики страны. Он обозначает суммарную стоимость всех произведенных конечных продуктов, т.е. тех, что потребляются непосредственно населением (сейчас или в будущем) или уходят на экспорт. Один и тот же товар может как учитываться при расчете ВВП, так и не браться в расчет, все зависит от того, какова его дальнейшая судьба. К примеру, молоко, попавшее в магазин, считается, а использованное для изготовления сметаны или творога — нет.
ВВП может быть номинальным, когда все расчеты ведутся в ценах текущего года, и реальным, при этом делается поправка на инфляцию. При сравнении номинальных значений на одном графике картина обычно очень впечатляет.
Но общее значение ВВП дает не полную картину о состоянии экономики страны, используется еще один показатель — ВВП на душу населения. Например, Россия по первому параметру находится на седьмом месте в мире, а по второму — в конце шестого десятка.
Принцип Кондорсе и парадокс Кондорсе
Французский математик, писатель, политик и просветитель Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 — 1794) — один из деятелей Великой французской революции, а впоследствии ее жертва.
В 1785 году опубликовал работу, посвященную проблемам коллективного принятия решений, в которой впервые были использованы ключевые понятия теории принятия решений. Впоследствии они получили названия «принцип Кондорсе» и «парадокс Кондорсе».
Принцип Кондорсе гласит, что для определения воли народа необходимо, чтобы каждый избиратель не просто отдал свой голос, а проранжировал кандидатов в порядке предпочтения.
Приведем пример из работы.
Пусть 60 голосующих имеют такие предпочтения:
23 человека: A > C > B;
19 человек: B > C > A;
16 человек: C > B > A;
2 человека: C > A > B.
Сравниваем предпочтения последовательно.
Сначала A и B:
23 + 2 = 25 человек за то, что A > B;
19 + 16 = 35 человек за то, что B > A.
Затем A и C:
23 человека за то, что A > C;
19+16+2=37 человек за то, что C > A.
И в заключение, B и C:
19 человек за то, что B > C;
23+16+2=41 человек за то, что C > B.
По Кондорсе, воля большинства выражается в виде трех суждений: C > B; B > A; C > A, их можно объединить в одно отношение предпочтения C > B > A. Если необходимо выбрать одного из кандидатов, то следует предпочесть кандидата С.
Сравним это с принятыми мажоритарными системами:
По системе относительной большинства победит кандидат A, поскольку за него отдадут 23 голоса, за B — 19 голосов, а за C — 16+2=18 человек.
По системе абсолютного большинства во второй тур пройдут кандидаты A с 23 голосами и кандидат B с 19 голосами. И там уже победит кандидат B, ему достанется уже 19+16=35 голосов, а кандидату А — только 23+2=25 голосов.
Вывод: правила игры определяют победителя.
Парадокс Кондорсе — следствие принципа Кондорсе. Состоит он в том, что правило простого большинства не может обеспечить транзитивность бинарного отношения (например, A > B и B > C, следовательно, A > C) общественного предпочтения среди выбираемых вариантов. А в силу нетранзитивности результат может зависеть от порядка голосования, что дает возможность манипулировать результатами.
Первая простая форма — если есть три утверждения A > B, B > C, C > A, то вместе они противоречивы и система решения не имеет.
Другая его форма называется парадоксом составного голосования. Он возникает при постатейном принятии решения, когда каждая из статей принимается большинством голосов, но целиком документ не может быть принят. Пример. Три человека голосуют по трем вопросам. Мнение первого — да, да, нет. Второго — да, нет, да. Третьего — нет, да, да. Простым суммированием голосов решение проходит, хотя ни один не удовлетворен результатом.